flutes_1_1

   Случилось так, что я на целых 3 месяца остался один – жена с детьми на лето уехала в Москву – и вопрос “а чем я ХОЧУ заниматься?” был выпущен на свободу. Пишу как есть – я люблю семью, но какое-то время хотелось побыть одному, в себе, и вот такая возможность представилась.

  Меня давно интересовала идея игры на флейте. Нравилась красивая певучая музыка и сам способ её “получения” – прямое продолжение голоса и дыхания, аккуратно поддерживаемое и направляемое руками. А дальше сложилось само, к этому я уже начинаю привыкать. 
  Случайно была увидена и куплена блокфлейта сопрано – дешевый фальшивый китай, это максимум что можно найти в Дахабе – но она помогла понять, что идея совсем не пустая и продолжать хочется. Звук меня интересовал (и интересует) низкий, тихий и музыку хотелось научиться играть и чувствовать спокойно-медитативную, никак не камерную классику. Поиски вылились в идею купить блокфлейту тенор – Yamaha YRT304B – неприхотливый и достаточно недорогой, но предельно качественный пластик, на котором можно было бы уверенно учиться и уже по ходу думать и искать дальше. Конечной точкой все равно виделись китайско-японские бамбуковые флейты, но отпугивали цена, прихотливость и сложность в освоении. Итак, иду эту флейту заказывать и проплачивать и натыкаюсь на закрытую дверь – у нужного человека выходной, и у меня еще один день на просмотр форумов и копание в ощущениях от увиденного и прочитанного.

  К тому моменту я уже успел прочитать слово “Сяо”, http://chinasecrets.ru/eternal/music/10-siao-flute (ред. 2018 г., сайт перестал работать),  и по описаниям это было именно то, чего душа просит. Но рядом с этим словом было либо слово в районе 10 000 -14 000 рублей, либо 2 500, но как-то на душе скреблось, что это старшая сестра моей китайской блокфлейты. А в тот день я набрел на китайский сайт www.carrotmusic.com, где качественные по виду и гарантированно хорошие по описаниям флейты Сяо предлагаются по весьма демократичной цене – $85 уже с доставкой в Москву за модель в категории “профессионально-концертная”. Выбор был сделан, и обстоятельства для его воплощения сложились быстро и гладко ( по факту, по сей момент не жалею ни разу ). Коля, спасибо за помощь и побольше такой же красоты в твою жизнь! 9 августа флейта оказалась в руках,

flutes_1_2

 

12 августа была переделана под левую руку – я левша, плюс кисть правой руки немного травмирована с детства, и оказалось, что играть на стандарте не смогу.

  И началось – пустой дом, в котором можно играть когда и сколько хочешь, безветренное лето, не отвлекающее на каталку. Без пафоса, типа что-то почувствовал или что-то открылось, но от 4-х часов в день и все в кайф!!!! Ожидания от игры на флейте и оправдались и оказались многократно перекрыты реальными ощущениями. Предствьте себе красивый колодец с кристальной водой, но закрытый тяжелой крышкой, которая для надежности придавлена хорошим валуном. Это были мои ощущения от состояния души, которые в результате занятий хатха йогой стали слышны и как-то понятны, но которые еще не торопились исправляться. А тут камень начинает съезжать и крышка приоткрываться – сами, без усилий, потов и кровей. Просто от красоты.
С точки же зрения хатха йоги могу не опасаясь сказать, что это пранаяма плюс медитация плюс кайф от всего этого. Авторы всех статей по флейтам и Сяо в частности правы – флейта отражает внутреннее состояние, не успокоившись и не расслабившись – не сыграешь, начав играть – успокаиваешься и расслабляешься.

  Назад из лирики в дальнейший поток обстоятельств. Спустя какое-то время флейта стукнулась и треснула по игровым отверстиям – решил вытряхнуть конденсат, и от совсем несильного взмаха флейта разобралась по соединениям ( для удобства и настройки она составная из 3х частей ).

Сразу и успешно была отремонтирована, ни следа ни дефекта в звуке, но идея “оружие порабощенных монголами китайцев” сменилась идеей “муха в тапках”. Плюс стали попадаться статьи про флейты из водопроводных труб, и пренебрежительно-высокомерное отношение стало сменяться на “а вдруг в этом что-то есть”. Да и попробовать ничего не стоило – у меня хорошие музыкальные данные (врожденный слух и музыкальность плюс пол-музыкальной школы по пианино), инженерное образование, и руки в целом ближе к плечам чем к тазу. Бегло просмотрел интернет, отдельное спасибо Олегу Павловичу со смешной фамилией или замечательно фильтрующим общение прозвищем Великий http://rewent.ru/ за подробную статью ( там про флейты из бамбука, но единые для любого материала последовательность и принципы описаны весьма подробно и четко ) и быстрый исчерпывающий ответ на заданные письмом вопросы.
 Дальше какая-то рутина, какой-то поиск в Дахабе неДахабских инструментов – тут много всего для строительно-отделочных работ, а флейты поначалу прходилось делать именно зубами бобра. http://www.gitaristam.ru/journal/9/articles/indian_fleita.htm 

В начале это была труба ПВХ – легкая в обработке, но звук именно дешево-пластмассовый, сухой тускло звенящий, с большим количеством примесей. Не понравилось. Всё это время рядом лежала труба PP-R, я её сначала потрогал и сразу отбросил – её было намного тяжелее обрабатывать. По сравнению с ПВХ ППР более “вязкий и тянучий”, он шкуркой не стачивается, а как-то причесывается что ли.
Затем наступил момент, когда вся ПВХ закончилась, безветренная августовская жара спокойным и тихим голосом говорила “а за новой ты сейчас не поедешь”, и взгляд задержался на ППР дольше обычного. Звук получился такой, что… 

  Неполированый срез ППР несколько похож на срез бамбукового стебля, вязость материала полностью гасит пластмассовый звон и оставляет густой, слегка “плюшевый” звук. Красиво, нравится и мне, и всем, кому показывал. Специально не довожу игровые отверстия до блеска, оставляя короткие пушистые волокна и специально прошкуриваю канал изнутри.

  Я сейчас на своей пластмассе играю едва ли не чаще, чем на профессиональном бамбуквом Китае.

 

  Традиционные Сяо весьма длинные – около 80 см. У меня сейчас для флейт в Ре сложилась длина 66.6 см ))) Это связано с использованием трубы меньшего внутреннего диаметра (16 мм), чем у традиционных флейт (около 20 мм) и желанием соблюсти отношение длина/внутр. диаметр в районе 30. С учетом резонирующих отверстий эта длина близка к идеалу, а 666 – я тогда еще пробовал делать Кены, вернее Кеначо, и засматривался на фотографии флейты фирмы Wari, сделанной из “дерева сильного дьявола”, Diablo Fuerte. Видимо так выразилось желание сделать “дьявольскую” флейту, в хорошем смысле.

   Строй стараюсь сделать идеальным, настраиваю по тюнеру, каждое игровое отверстие занимает достаточно времени, но и игра на такой флейте уши радует, а не сворачивает в трубку.

  Что касается когда-то боевого применения таких флейт. От удара, скажем, по руке взрослого человека моей бамбуковой флейтой я представляю ворох бамбуковых волокон и более злого взрослого человека, от ППР – отвисшую онемевшую руку… Материал упруго-тягучий, труба используется толстостенная (по моим ощущениям звук у толстой стенки лучше),  стандартная милицейская резинка дубиновая конечно мощнее, но на ней нельзя играть.

Поиски простоты изготовления привели к конструкции ”свистка”, которая находится где-то посередине между Сяо (легче звукоизвлечение, но беднее возможности интонирования и изменения звука положением губ и флейты) и Сякухати (играть существенно сложнее, но возможности в результате – от звука ветра, попавшего на срез трубы и до четкого узкого звука оркестрового инструмента). Может это слишком смелые комментарии, я всего полтора месяца как учусь играть, но ощущения на данный момент именно такие. Получилось, что и звук извлекается достаточно легко (хотя на родной Сяо легче), и при этом каждая нота ”гнется” почти на пол-тона и достаточно широко интонируется.

Самодельная Сяо, самодельная Сякухати и китайская Сяо

                                                                                                                                                                     

  Общая идея – сделать флейту, на которой можно играть уже с практически новичковского уровня, но с богатыми возможностями, раскрывающимися по мере обучения и освоения нструмента. Поэтому я делаю 8 игровых отверстий, это позволяет играть полную хроматическую гамму с малым количеством ”вилок” и всего лишь с 2-мя полузакрытиями, эти 2 отверстия я делаю несколько шире для удобства. Не знаю, насколько это сказывается на качестве игры и инструмента с точки зрения профессионала, еще не было возможности показать и обсудить. Но прецедентов много – в интернете много записей китайских профессиональных музыкантов или, проще, мастеров, играющих именно на таких флейтах, dongxiao. Для меня – хорошо слышащего и чувствующего музыку и при этом полного новичка в флейте – очень подходит и нравится. Сякухати – 5 игровых отверстий, игра в основном за счет полузакрытий, изменения положения губ, ротовой полости, самой флейты и вообще всего что только можно – я сделал только на днях и сегодня, 22 сентября, перенастроил. Учусь играть, ощущения совсем другие. На Сяо я в легких тональностях быстро подбираю и после некоторых упражнений как-то играю достаточно широкий репертуар – от “Спокойной ночи малыши” детям до Manose (очень красивая Бансури). Про Сякухати пока написать нечего. У меня, похоже, сложился походный набор – две Сяо и Сякухати – играю на всех поровну, каждая даёт что-то своё.

Пока все, продолжение следует.

Dervish, 22 сент 2012 г.

Продолжение

поделиться в соцсетях
Close Menu