41 год. Живу в, несмотря на мелкие недостатки, замечательном Дахабе, как-то разбираюсь в ”механизмах” настроения и состояния, учусь делать флейты и играть на них. Интересно…

      Собрался написать вторую статью – флейты уже совсем другие. Качественнее вид, лучше звук, богаче возможности. К тому же, их уже стали покупать, и хочется рассказать, что именно я делаю.
    

 Всё написанное – очередное ИМХО. Эта статья придумывалась под рабочим названием ”Пособие по укладке парашюта. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Или лучше научиться летать”. Предыдущая полна технических неточностей, в чем-то разобрался, в чем-то – разбираюсь и на даный момент ошибаюсь. Нормальный процесс.

    Основным источником информации и идей по изготовлению, (!) зависимости звука от размеров, конфигурации и обработки, а также …независимости звука от материала флейты, до сих пор является сайт http://www.navaching.com/shaku/shakuindex.html  ( Ред. 2018 г. сайт перестал работать )

    Нашёл отличный калькулятор, позволяющий учитывать размеры трубы и выбирать диаметр каждого отверстия, показывая при этом информацию по эргономике и ожидаемые параметры  – тембр и диапазон инструмента.

    В результате я снова попробовал ПВХ – этот материал мне существенно больше нравится в обработке. Быстро выяснилось, что мои первые комментарии действительно были неверны. Я просто сделал из разных труб разные флейты – поперечную из тонкостенной ПВХ без накладки и продольную Сяо с треугольным вырезом свистка, который, как в последствии выяснилось, является хорошим фильтром низкой частоты, отрезая свист и много шипения. А тонкое вдувное отверстие поперечной флейты, наоборот, требует навыков игры. 

    Стал пробовать трубы разного внутреннего диаметра. В первых флейтах было 16 мм, как-то по ошибке купил 18 мм, расстроился ( у меня тогда была просто эйфория от звука моих флейт, искать и менять еще не хотелось совершенно), решил все же не выбрасывать и попробовать. Получилась флейта с более лёгким звукоизвлечением, чем на моей китайской бамбуковой флейте, и очень красивым звуком. Спустя еще какое-то время стал пробовать 20 мм, по имеющейся информации увеличение внутреннего диаметра способствует более низкому и ”медитативному” звуку (со спектрами я начал разбираться существенно позже). Получилось, звук действительно очень понравился. Собственно, с этим диаметром я на даный момент вожусь больше всего.

    На моей Сяо и фотографиях, которые находил в интернете, вдувное отверстие маленькое,  делается в углу перегродки бамбукового стебля. Я попробовал делать так же, заклеивая торец. По нынешним ощущениям, эта перегородка уменьшает возможность управлять флейтой положением относительно лица, располагает больше к концентрации на пальцах, чем на амбушюре и дыхании.  Эту перегородку не ставлю и немного скашиваю торец для более удобного прилегания флейты к подбродку – на открытом вдуве мне играть намного интереснее, хотя требования к дыханию и амбушюру – выше.

    Еще одним интересным моментом был переход от треугольного выреза к округлому, но по-прежнему сточенному внутрь.

 Снова лёгкий шок, снова поиски информации и освоение теории – у флейт появился совершенно новый, более красивый и богатый, звук и совсем другой диапазон возможностей. Треугольный вырез ощутимо глубже, он хорошо отрезает область выше примерно 2 kHz, где флейты любят шипеть и свистеть. Округлый вырез даёт намного бОльший диапазон частот, стало, наоборот, тяжело получить стабильно чистый звук. Но стало ясно, ”что мы тут надолго” – эксперементировать с глубиной, шириной и углом выреза и учиться играть. Нашел, кстати, в интернете тайваньскую Донг Сяо со вдувом как у Сякухати.

   Игровые отверстия делаю среднего размера, 7.5 – 10.5 мм. Насколько я понимаю теорию, большие отверстия поддерживают большее число гармоник, у них выше ”частота отсечки (Cutoff Frequency)”, звук в результате более яркий, встретил описание ”светлый”. У меньших отверстий звук более мягкий, ”тёмный”. Похоже, с этим связано описание Сяо как инструмента ”Инь” ( женская энергия, мягкость, защита, интуиция, ночь, Луна). Очень мне подходит. Игра на такой флейте успокаивает и собирает одновременно, растворяет, но растворяет ненужное и лишнее ). К тому же у меня не самые широкие и мягкие пальцы, и мне с маленькими отверстиями проще играть. 12 мм – уже некомфортно, меньше примерно 6.5 мм отверстие даёт совсем тихий й бедный звук ( на внутр диаметре 20мм ).

    Чистота обработки внутреннего канала и игровых отверстий тоже влияет на звук, более грубая поверхность способствует никим частотам, зеркальная – высоким. Форму канала я еще не меняю, хотя уже научился это делать, только шлифую или полирую при доводке звука.

    Аппликатура прежная, 8 игровых отверстий, и !ВАЖНО! все флейты изначально делаются под левшу. Дело в том, что я с точки зрения длинной флейты левша без вариантов – с детства поврежден мизинец правой руки, а для настройки я на флейте хотя бы пару дней играю. Затем перенести и настроить одно отверстие очень легко, место ремонта идеально гладкое внутри и снаружи, звук не меняется, но останется слабо заметный след. На заказ сделаю пентатонику или диатонику, а пока просто всего хватает, учусь играть на этой аппликатуре.


  Внешний вид – шлифовка, которую уже можно называть полировкой. Труба продается с глубокими царапинами, раньше это был день чисто ручной работы, сейчас это дрель, длинная шпилька, на которой фиксируется флейта, и мелкая шкурка под потоком воды. Уже пол-дня, и результат качественнее.

    Работать с деревом на данный момент не хочу совершенно. Столько требований к исходному материалу, столько процедур и аксессуаров для ухода за готовой флейтой… Звук в результате практически одинаковый, звук совершенно “рабочий” – на нём хочется и приятно концентрироваться, а затем концентрация может перейти и в расслабление.. ПВХ флейта брутально прочная и ремонтируется в ней все что угодно. Я по-прежнему на своих пластмассовых флейтах играю чаще, чем на бамбуке, и только их беру с собой из дома.

      На даный момент все, скоро начну выкладывать описания флейт с образцами звука.

поделиться в соцсетях
Close Menu